До 10 тыс обращений: на что жалуются клиенты украинских банков - «Банки»
С начала года количество обращений потребителей финуслуг в Нацбанк касательно работы банков увеличилось в полтора раза
За первый квартал 2020 года количество обращений потребителей финансовых услуг в Нацбанк Украины увеличилось в полтора раза в сравнении с предыдущим кварталом, а количество звонков на «горячую» линию выросло в два с половиной раза, достигнув 5,6 тыс. Всего с начала года в НБУ было обработано 9,685 жалоб, передает пресс-служба регулятора.
Сообщается, что украинцы чаще обращались в Нацбанк за разъяснениями. В частности, о проблемах, возникших во время карантина в марте.
3 ключевых вопроса потребителей во время карантина:
- временный дефицит наличной валюты в кассах банков
- кредитные каникулы
- платежные карты и онлайн-операции
Обращения чаще всего касались таких банков:
49% — государственные банки
29% — банки с иностранным капиталом
22% — частные банки
Отмечается, что две трети письменных обращений по банкам — 66% — имели признаки нарушения прав потребителей.
Какие признаки нарушения прав потребителей банками выявил НБУ:
- банк вводит в заблуждение потребителя относительно процентной ставки по кредиту (фактическая процентная ставка по кредиту оказывается значительно выше, чем рекламировал банк)
- банк скрывает дополнительные платежи по кредиту, нарушает условия возврата кредита, самовольно увеличивает кредитный лимит, начисляет проценты на ранее начисленные проценты, списывает до 50% с зарплаты или других начислений в счет погашения долга
- банк без предупреждения увеличивает тарифы за пользование картой
- банк крывает условия досрочного снятия средств с депозита, информацию о дополнительных комиссиях и штрафы по депозиту, навязывает оформления кредитной карты при получении зарплатной или пенсионной карт
Что делать потребителю в таких случаях? Универсальные правила от НБУ:
- нужно внимательно читать все условия предоставления услуг, не только кредитный или депозитный договор, но и анкеты клиента или договор обслуживания (ведь там могут быть прописаны тарифы, комиссии и т.д.)
- стоит всегда уточнять полную стоимость услуги, в частности кредита, включая все дополнительные платежи
- если потребитель считает, что банк нарушил его права, нужно написать обращение непосредственно на руководство банка (некоторые нарушения прав можно легко решить на этом уровне)
- если банк не реагирует даже после обжалования, следует обращаться в Национальный банк Украины
Ранее мы писали, что украинская ассоциация финтех и инновационных компаний (UAFIC) создает национальную платформу медиации «ФинCкарга» для работы с жалобами потребителей финансовых услуг. Потребители смогут регистрировать в этой системе жалобы, которые затем будут передаваться подключенным к системе финансовым учреждениям, а ответы на жалобы будут отслеживаться и контролироваться до урегулирования. Это будет первая в Украине независимая площадка, которая позволит физическим лицам решать споры с поставщиками финансовых услуг быстро, бесплатно и без обращения к регулятору или в суд.
С начала года количество обращений потребителей финуслуг в Нацбанк касательно работы банков увеличилось в полтора раза До 10 тыс обращений: на что жалуются клиенты украинских банков. Фото: version2.dk За первый квартал 2020 года количество обращений потребителей финансовых услуг в Нацбанк Украины увеличилось в полтора раза в сравнении с предыдущим кварталом, а количество звонков на «горячую» линию выросло в два с половиной раза, достигнув 5,6 тыс. Всего с начала года в НБУ было обработано 9,685 жалоб, передает пресс-служба регулятора. Сообщается, что украинцы чаще обращались в Нацбанк за разъяснениями. В частности, о проблемах, возникших во время карантина в марте. 3 ключевых вопроса потребителей во время карантина: временный дефицит наличной валюты в кассах банков кредитные каникулы платежные карты и онлайн-операции Обращения чаще всего касались таких банков: 49% — государственные банки 29% — банки с иностранным капиталом 22% — частные банки Отмечается, что две трети письменных обращений по банкам — 66% — имели признаки нарушения прав потребителей. Какие признаки нарушения прав потребителей банками выявил НБУ: банк вводит в заблуждение потребителя относительно процентной ставки по кредиту (фактическая процентная ставка по кредиту оказывается значительно выше, чем рекламировал банк) банк скрывает дополнительные платежи по кредиту, нарушает условия возврата кредита, самовольно увеличивает кредитный лимит, начисляет проценты на ранее начисленные проценты, списывает до 50% с зарплаты или других начислений в счет погашения долга банк без предупреждения увеличивает тарифы за пользование картой банк крывает условия досрочного снятия средств с депозита, информацию о дополнительных комиссиях и штрафы по депозиту, навязывает оформления кредитной карты при получении зарплатной или пенсионной карт Что делать потребителю в таких случаях? Универсальные правила от НБУ: нужно внимательно читать все условия предоставления услуг, не только кредитный или депозитный договор, но и анкеты клиента или договор обслуживания (ведь там могут быть прописаны тарифы, комиссии и т.д.) стоит всегда уточнять полную стоимость услуги, в частности кредита, включая все дополнительные платежи если потребитель считает, что банк нарушил его права, нужно написать обращение непосредственно на руководство банка (некоторые нарушения прав можно легко решить на этом уровне) если банк не реагирует даже после обжалования, следует обращаться в Национальный банк Украины Источник: bank.gov.ua Ранее мы писали, что украинская ассоциация финтех и инновационных компаний (UAFIC) создает национальную платформу медиации «ФинCкарга» для работы с жалобами потребителей финансовых услуг. Потребители смогут регистрировать в этой системе жалобы, которые затем будут передаваться подключенным к системе финансовым учреждениям, а ответы на жалобы будут отслеживаться и контролироваться до урегулирования. Это будет первая в Украине независимая площадка, которая позволит физическим лицам решать споры с поставщиками финансовых услуг быстро, бесплатно и без обращения к регулятору или в суд.