Когда будет в Украине 5G и в каком состоянии критически важные телекоммуникации: интервью с президентом «Киевстар» Александром Комаровым - «Интервью»
Реальность такова: если сейчас спросить любого специалиста украинского телекома об актуальности 5G, ответ большинства будет «нет». Безусловно, мы сейчас фокусируемся на двух ключевых аспектах. Во-первых, на обеспечении текущих стандартов связи, то есть устойчивость к внешним вызовам. Во-вторых, на развитии, ведь мы еще не завершили инвестиционную фазу 5G.
Но если задуматься: если война продлится не один год, а 3-4 года, нужно ли внедрять 5G в Украине? И, с моей точки зрения, ответ — да. Мы уже видим, что существует определенный хрупкий баланс, но в пределах этого баланса Украина должна развиваться.
Мы наблюдаем пример Израиля, страны, которая живет в неопределенности много лет, но технологически и экономически продолжает развиваться. Возможно, когда у нас возникнет понимание нового статуса кво, будет время принять решение. Может, в 2026 году мы запустим 5G, несмотря на все обстоятельства. Ведь это — технологическое развитие страны, уменьшение отставания, улучшение позиций в диджитализации.
Вот такие мои размышления на сегодня. Они могут показаться не целостными, но в краткосрочной перспективе 5G, возможно, не является приоритетом, однако в среднесрочной — нам нужно с этим работать.
Читайте также: Что такое Nostr и почему он совершит революцию в социальных сетях
Знаем, что «Киевстар» запускает сервис точного позиционирования Real-Time Kinematic. Расскажите, когда он заработает, и кто может пользоваться этими услугами?
RTK мы планируем запустить уже в конце сентября. Это совместный проект с американскими коллегами. Точно воспользуются этой технологией наши аграрии. Это датчики, которые предоставляют высокую точность GPS-сигнала в Украине, буквально до двух сантиметров. Мы надеемся, что основными заказчиками этой услуги станут также наши силы обороны, поскольку существует потребность в точном позиционировании. Кроме того, «Киевстар» уже реализует пилотный проект с Минобороны с использованием спутниковой связи.
До полномасштабной войны «Киевстар» был первым в мире по прибыльности. Как сейчас изменились эти позиции? В каком состоянии инфраструктура компании?
Мы занимали несколько ведущих позиций. У нас было меньше всего отказов от услуг, что является очень положительным показателем. Уровень таких отказов составлял примерно 15-16% для оператора, который работает почти исключительно с базой оплаченных заранее услуг — это удивительный результат.
Это позволяло нам стабильно развиваться и зарабатывать. Как следствие, «Киевстар» был одним из лидеров по самому низкому проценту отказов, одним из лидеров по темпам развития, особенно при запуске LTE в 2019 году. Мы также были мировым лидером по прибыльности.
Следовательно, за время полномасштабной войны в Украине экономика страны существенно изменилась. У «Киевстара» произошли потери клиентской базы, выросли давления на доходы и структуру расходов. Мы потеряли примерно 10 процентных пунктов прибыльности по сравнению с довоенным периодом.
Интересное по теме: Стратегия НБУ и МВФ по восстановлению экономики Украины
Как миграция людей повлияла на мобильных операторов?
Мы потеряли часть нашей базы клиентов из-за временной потери территорий, и это имеет многофакторный контекст. Также на ситуацию повлияло перемещение людей на запад, которое изменило структуру доходов. С одной стороны, это валютный доход, а с другой — это доход с низкой маржинальностью, в частности из-за внедрения роуминга и сервисов для местных пользователей.
Хотя доля такого дохода выросла, его доходность оказалась ниже. Третий фактор, который повлиял на наши финансы, — это инвестиционные и операционные расходы. Например, программа энергообеспечения обошлась нам в примерно 950 миллионов гривен: 650 миллионов для мобильной связи и 200 миллионов для стационарной. Это расходы, которых мы не ожидали.
Какая сейчас основная стратегия «Киевстара»? Чего могут ожидать клиенты?
Считаю, что во время войны не следует иметь больших ожиданий, но надо сосредоточиться на надежности предоставления услуг, независимо от стоимости. Мы, прежде всего, предоставляем критический, а также крайне гуманитарный сервис. Он настолько жизненно важен для людей, что мы готовы поддерживать телекоммуникации любой ценой.
Наш акцент также заключается в помощи сотрудникам и клиентам. Например, сейчас мы не взимаем плату с тех, кто находится на расстоянии 70 километров от линии фронта на территориях, находящихся под контролем Украины. Мы хотим оказывать поддержку.
Конечно, мы фокусируемся и на помощи государству. Что еще можем сделать как бизнес, чтобы помочь Украине преодолеть такие вызовы? Мы вместе с волонтерами и фондами собираем средства на гуманитарное разминирование. «Киевстар» является организатором этой инициативы, это наша идея, и мы уже выделили 20 млн своих средств. Однако основной акцент заключается в активации бизнес-сообщества и поощрении украинцев донатить больше на такие нужды.
Вас также может заинтересовать:
Украинцы за рубежом получили топовое приложение для коммуникации — I’m Ukrainian
Безопасность и совместимость: какие проблемы на пути внедрения Web3 — мнение экспертов
Google совместно с Минцифры запускает образовательную игру: «Interland: Безопасность детей в Интернете»
анонсировал пилотную версию 5G в следующем году. Когда более мощная система полноценно заработает?_