Банк сможет отказать в приёме наличных от клиента, если источник их происхождения неизвестен - «Финансы»

ЦБ дал советы банкам, как действовать, если клиент вносит на счет наличку, или погашает ею кредит, прежде всего, если сумма сравнительно немаленькая. Также к подозрительным отнесены случаи внесения наличных денег на чужой счет.
ЦБ выпустил методические рекомендации для банков о повышении внимания к отдельным операциям клиентов с наличными деньгами.
Кредитные организации согласно документу должны усилить работу по выявлению операций с наличными, в том числе, при наличии таких критериев:
- внесение на счет наличных, источник происхождения которых вызывает подозрения. Например, если клиент не очень убедительно подтвердил источник происхождения денег;
- существенное увеличение доли наличных, вносимых на счет клиентом – юрлицом, иностранной структурой без образования юрлица, по сравнению с обычной практикой использования таким клиентом своего счета.
Выявив операции с одним из таких признаков, банк должен дополнительно обращать внимание:
- на совершение клиентом – физлицом операций по внесению наличных на свой счет (вклад), если сумма вносимых средств существенно превышает размер среднемесячного дохода клиента. Это требуется, если кредитная организация располагает информацией в рамках зарплатного проекта, либо, если клиент самостоятельно раскрыл сведения о получаемом доходе;
- на совершение клиентом операции (операций) по внесению в кассу банка наличных для последующего зачисления их на счет клиента в целях погашения кредита. Это необходимо, если клиенту присвоена высокая степень (уровень) риска совершения подозрительных операций, а банк не располагает информацией об источнике происхождения средств;
- на внесение третьим лицом на счет (вклад) клиента наличных денежных средств в случае отсутствия у банка сведений о связи между этими лицами, например родственной;
- на покупку клиентом иностранной валюты за наличные средства, источник происхождения которых вызывает подозрения. Это делается, если банк реализовал свое право, предусмотренное подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 7 антиотмывочного закона, – то есть, попытался узнать о деятельности клиента, в том числе, об источниках происхождения денег, с учетом разъяснений N ИН-014-12/27, в которых ЦБ советовал делать это только при наличии "антиотмывочных" рисков.
Если всё вышестказанное совпало, то банк обязан:
- обеспечить повышенное внимание к клиенту и совершаемым им или в его интересах операциям;
- провести углубленную проверку информации о клиенте и его деятельности, представителях, выгодоприобретателях, бенефициарном владельце;
- запрашивать у клиентов дополнительную информацию (документы) о характере и целях проводимых ими или в их интересах операций;
- проводить анализ общедоступной информации, в том числе, об активности клиента в социальных сетях для определения принадлежности клиента к отдельным категориям (например, к должностным лицам органов власти, госкорпораций, обладающим управленческими или распорядительными полномочиями, либо к их окружению);
- рассматривать вопрос о реализации права по определению источников происхождения наличных денежных средств клиентов;
- учитывать полученную информацию при оценке степени (уровня) риска совершения клиентом подозрительных операций;
- рассматривать вопрос о квалификации операций клиента в качестве подозрительных в целях своевременного информирования о таких операциях уполномоченного органа;
- рассматривать вопрос об отказе в проведении операции с наличными.
Также ЦБ разъяснил нюансы отправки сообщений "куда следует" в указанных случаях (рекомендации от 9.09.2025 N 11-МР).
Источник: Audit-it.ru
ЦБ дал советы банкам, как действовать, если клиент вносит на счет наличку, или погашает ею кредит, прежде всего, если сумма сравнительно немаленькая. Также к подозрительным отнесены случаи внесения наличных денег на чужой счет. ЦБ выпустил методические рекомендации для банков о повышении внимания к отдельным операциям клиентов с наличными деньгами. Кредитные организации согласно документу должны усилить работу по выявлению операций с наличными, в том числе, при наличии таких критериев: внесение на счет наличных, источник происхождения которых вызывает подозрения. Например, если клиент не очень убедительно подтвердил источник происхождения денег; существенное увеличение доли наличных, вносимых на счет клиентом – юрлицом, иностранной структурой без образования юрлица, по сравнению с обычной практикой использования таким клиентом своего счета. Выявив операции с одним из таких признаков, банк должен дополнительно обращать внимание: на совершение клиентом – физлицом операций по внесению наличных на свой счет (вклад), если сумма вносимых средств существенно превышает размер среднемесячного дохода клиента. Это требуется, если кредитная организация располагает информацией в рамках зарплатного проекта, либо, если клиент самостоятельно раскрыл сведения о получаемом доходе; на совершение клиентом операции (операций) по внесению в кассу банка наличных для последующего зачисления их на счет клиента в целях погашения кредита. Это необходимо, если клиенту присвоена высокая степень (уровень) риска совершения подозрительных операций, а банк не располагает информацией об источнике происхождения средств; на внесение третьим лицом на счет (вклад) клиента наличных денежных средств в случае отсутствия у банка сведений о связи между этими лицами, например родственной; на покупку клиентом иностранной валюты за наличные средства, источник происхождения которых вызывает подозрения. Это делается, если банк реализовал свое право, предусмотренное подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 7 антиотмывочного закона, – то есть, попытался узнать о деятельности клиента, в том числе, об источниках происхождения денег, с учетом разъяснений N ИН-014-12/27, в которых ЦБ советовал делать это только при наличии
		Ключевые слова: