АКРА дает ухудшенный макропрогноз для России при повторных карантинах - «Финансы»
Базовый сценарий макроэкономического прогноза рейтингового агентства АКРА предполагает падение ВВП РФ в 2020 году на 4-4,5% с последующим неполным восстановлением. Это существенно больше, чем в большинстве альтернативных макропрогнозов,— АКРА, в отличие от них, считает наиболее реалистичным действие ограничительных мер в экономике в течение не квартала, а пяти-шести месяцев с перерывами и одного-двух месяцев карантина в 2020 году. Не менее реалистичный, хотя и более вероятный сценарий — влияние на экономики возможной дискоординации международных цепочек создания стоимости,— аналитики пока рассчитать практически не в состоянии.
Для планового пересмотра прогноза развития экономики в качестве базового сценария в АКРА избрали сейчас относительно мало обсуждаемый вариант развития «медицинской» части эпидемии коронавируса — развитие последующих волн пандемии, которые могут потребовать повторения ограничений экономической активности в РФ по образцу апреля 2020 года. Оптимистический сценарий АКРА предусматривает завершение ограничений в мае 2020 года, то есть три месяца карантинных мер. В нем реальный ВВП РФ в 2020 году снижается на 0,8% (рост в мировой экономике — 0,5% по итогам года, инфляция в 3,9%, почти нулевой прирост безработицы и снижение реальных располагаемых доходов на 1,3%), этот сценарий в целом выглядит «верхней границей» диапазона большинства имеющихся оценок.
Базовым, однако, избран вариант, в котором ограничения активности с перерывами займут пять-шесть месяцев 2020 года и один-два месяца в 2021 году,— пессимистичный же предполагает, что ограничения в 2020 году будут еще более жесткими, займут шесть-семь месяцев этого года и три-четыре месяца 2021 года, его АКРА считает менее вероятным.
Для базового сценария аналитики агентства считают рациональной оценку снижения российского ВВП в 2020 году в диапазоне 4-4,5% (мирового — на 2,6%) с ростом в 2021 году на 2,5% и в 2022-м на 3,5%.
Падение реальных располагаемых доходов составит в 2020 году уже 6,4% (они перейдут к умеренному росту с 2021 года), предполагается всплеск безработицы в 2020 году до 6,7% (по МОТ, в следующем году — восстановление до 5,9% с последующим возвратом к уровню 2019 года). Инфляция в этом сценарии вырастает в 2020 году до 5,2% годовых, курс рубля остается на текущих уровнях и ниже с последующим укреплением к 69 руб./$.
Для базового сценария декомпозиция спада ВВП выглядит в расчетах АКРА так: наибольший вклад в него внесут услуги, связанные с социальным взаимодействием в широком смысле, пассажирский транспорт, а также обработка, грузоперевозки. Также отрицательным будет влияние на рост запасов, оптовой и розничной торговли и добычи. Финсектор будет по отношению к ВВП в 2020 году нейтральным, а положительный вклад в рост в ВВП внесут связь и госуслуги. Оценка снижения несырьевого экспорта в этом сценарии — 10% (в оптимистичном — 5%). В этой достаточно условной цифре, видимо, заложена одна из базовых проблем всех текущих прогнозов помимо чисто «медицинских». Сейчас недостаточно данных для того, чтобы анализировать вероятность и влияние и на российскую, и на мировую экономики сбоев в логистических цепочках из-за ограничений на границах и внутри экономик: отдельно этот фактор не анализируется, тогда как для значительной части индустрии РФ, сильно зависящей от поставок комплектующих на всех уровнях, он может быть критичным практически во всех отраслях (в значимо меньшей степени — в строительстве, финансах и госуслугах).
В базовом (как и в прочих) сценарии АКРА акцентируется в значительной степени на эффектах, связанных с обвалом цен на нефть и сырьевые товары,— они в логике аналитиков не менее важны, чем карантин.
Напомним, к такому же подходу, как уже писал “Ъ” 9 апреля, призывает Торнбьорн Бекер из стокгольмского SITE, полагая, что влияние низких нефтяных цен на ВВП РФ многие склонны недооценивать. АКРА, в свою очередь, также обсуждает адекватность «бюджетного правила» — в целом оно признается эффективным, однако его конкретные параметры ограничивают возможные масштабы бюджетного стимула, которых может оказаться недостаточно. Размер стимула АКРА оценивает на 2020 год в 0,6-0,7% ВВП в отношении пострадавших отраслей, вносящих в ВВП вклад в 3-3,5%. В поддержку же государством спроса домохозяйств АКРА верит мало (допуская, что власти могут пойти на это, скорее, при пессимистичном сценарии развития ситуации), считая самой значимой мерой «кредитные каникулы» для физлиц — предельно перенесенные платежи составят 1,1-1,4% ВВП.
Аналитики при этом не обсуждают в цифрах достаточно значимые изменения в регуляторной политике Банка России, которые могут компенсировать потери среднего и крупного бизнеса. АКРА предполагает, что ЦБ в принципе не будет предпринимать значимых мер по стимулированию роста мерами денежно-кредитной политики: в оптимистичном сценарии ключевая ставка ЦБ сохранится на уровне 6% годовых до конца 2020 года и будет далее снижаться к 2024 году к 5%, в базовом — снизится к концу 2020 года до 5,5% (большинство аналитиков других структур, напомним, уверены в том, что совет директоров Банка России снизит ключевую ставку до этого уровня уже на этой неделе) и сохранит ее на этой отметке до 2022 года.
В случае же очень долгих карантинов и затянувшегося на два года мирового поиска лекарств или вакцины от коронавируса предполагается, что ЦБ вынужден будет повысить ключевую ставку уже в 2020 году до 8% годовых — пессимистичный сценарий не предполагает экономических катастроф как таковых, но предлагает ожидать в 2020 году всплеска безработицы до 8,9%, инфляции на уровне 7,7%, снижения реальных располагаемых доходов на 9,9%, среднегодовой цены нефти в 2020 году $25 за баррель.
«Жесткость» прогноза агентства связана даже не столько со спецификой его деятельности (для рейтингового агентства, рассчитывающего риски, отклонение в пессимизм, вероятно, предпочтительнее их недооценки), сколько с очевидным предположением, которое избегается в мире, скорее, по психологическим причинам: победы, одержанные над коронавирусом почти аналогичными во всем мире карантинными действиями правительств, есть основания считать временными и пока (до появления вакцин или успешной терапии) — преходящими.
Базовый сценарий макроэкономического прогноза рейтингового агентства АКРА предполагает падение ВВП РФ в 2020 году на 4-4,5% с последующим неполным восстановлением. Это существенно больше, чем в большинстве альтернативных макропрогнозов,— АКРА, в отличие от них, считает наиболее реалистичным действие ограничительных мер в экономике в течение не квартала, а пяти-шести месяцев с перерывами и одного-двух месяцев карантина в 2020 году. Не менее реалистичный, хотя и более вероятный сценарий — влияние на экономики возможной дискоординации международных цепочек создания стоимости,— аналитики пока рассчитать практически не в состоянии. Для планового пересмотра прогноза развития экономики в качестве базового сценария в АКРА избрали сейчас относительно мало обсуждаемый вариант развития «медицинской» части эпидемии коронавируса — развитие последующих волн пандемии, которые могут потребовать повторения ограничений экономической активности в РФ по образцу апреля 2020 года. Оптимистический сценарий АКРА предусматривает завершение ограничений в мае 2020 года, то есть три месяца карантинных мер. В нем реальный ВВП РФ в 2020 году снижается на 0,8% (рост в мировой экономике — 0,5% по итогам года, инфляция в 3,9%, почти нулевой прирост безработицы и снижение реальных располагаемых доходов на 1,3%), этот сценарий в целом выглядит «верхней границей» диапазона большинства имеющихся оценок. Базовым, однако, избран вариант, в котором ограничения активности с перерывами займут пять-шесть месяцев 2020 года и один-два месяца в 2021 году,— пессимистичный же предполагает, что ограничения в 2020 году будут еще более жесткими, займут шесть-семь месяцев этого года и три-четыре месяца 2021 года, его АКРА считает менее вероятным. Для базового сценария аналитики агентства считают рациональной оценку снижения российского ВВП в 2020 году в диапазоне 4-4,5% (мирового — на 2,6%) с ростом в 2021 году на 2,5% и в 2022-м на 3,5%. Падение реальных располагаемых доходов составит в 2020 году уже 6,4% (они перейдут к умеренному росту с 2021 года), предполагается всплеск безработицы в 2020 году до 6,7% (по МОТ, в следующем году — восстановление до 5,9% с последующим возвратом к уровню 2019 года). Инфляция в этом сценарии вырастает в 2020 году до 5,2% годовых, курс рубля остается на текущих уровнях и ниже с последующим укреплением к 69 руб./$. Для базового сценария декомпозиция спада ВВП выглядит в расчетах АКРА так: наибольший вклад в него внесут услуги, связанные с социальным взаимодействием в широком смысле, пассажирский транспорт, а также обработка, грузоперевозки. Также отрицательным будет влияние на рост запасов, оптовой и розничной торговли и добычи. Финсектор будет по отношению к ВВП в 2020 году нейтральным, а положительный вклад в рост в ВВП внесут связь и госуслуги. Оценка снижения несырьевого экспорта в этом сценарии — 10% (в оптимистичном — 5%). В этой достаточно условной цифре, видимо, заложена одна из базовых проблем всех текущих прогнозов помимо чисто «медицинских». Сейчас недостаточно данных для того, чтобы анализировать вероятность и влияние и на российскую, и на мировую экономики сбоев в логистических цепочках из-за ограничений на границах и внутри экономик: отдельно этот фактор не анализируется, тогда как для значительной части индустрии РФ, сильно зависящей от поставок комплектующих на всех уровнях, он может быть критичным практически во всех отраслях (в значимо меньшей степени — в строительстве, финансах и госуслугах). В базовом (как и в прочих) сценарии АКРА акцентируется в значительной степени на эффектах, связанных с обвалом цен на нефть и сырьевые товары,— они в логике аналитиков не менее важны, чем карантин. Напомним, к такому же подходу, как уже писал “Ъ” 9 апреля, призывает Торнбьорн Бекер из стокгольмского SITE, полагая, что влияние низких нефтяных цен на ВВП РФ многие склонны недооценивать. АКРА, в свою очередь, также обсуждает адекватность «бюджетного правила» — в целом оно признается эффективным, однако его конкретные параметры ограничивают возможные масштабы бюджетного стимула, которых может оказаться недостаточно. Размер стимула АКРА оценивает на 2020 год в 0,6-0,7% ВВП в отношении пострадавших отраслей, вносящих в ВВП вклад в 3-3,5%. В поддержку же государством спроса домохозяйств АКРА верит мало (допуская, что власти могут пойти на это, скорее, при пессимистичном сценарии развития ситуации), считая самой значимой мерой «кредитные каникулы» для физлиц — предельно перенесенные платежи составят 1,1-1,4% ВВП. Аналитики при этом не обсуждают в цифрах достаточно значимые изменения в регуляторной политике Банка России, которые могут компенсировать потери среднего и крупного бизнеса. АКРА предполагает, что ЦБ в принципе не будет предпринимать значимых мер по стимулированию роста мерами денежно-кредитной политики: в оптимистичном сценарии ключевая ставка ЦБ сохранится на уровне 6% годовых до конца 2020 года и будет далее снижаться к 2024 году к 5%, в базовом — снизится к концу 2020 года до 5,5% (большинство аналитиков других структур, напомним, уверены в том, что совет директоров Банка России снизит ключевую ставку до этого уровня уже на этой неделе) и сохранит ее на этой отметке до 2022 года. В случае же очень долгих карантинов и затянувшегося на два года мирового поиска лекарств или вакцины от коронавируса предполагается, что ЦБ вынужден будет повысить ключевую ставку уже в 2020 году до 8% годовых — пессимистичный сценарий не предполагает экономических катастроф как таковых, но предлагает ожидать в 2020 году всплеска безработицы до 8,9%, инфляции на уровне 7,7%, снижения реальных располагаемых доходов на 9,9%, среднегодовой цены нефти в 2020 году $25 за баррель. «Жесткость» прогноза агентства связана даже не столько со спецификой его деятельности (для рейтингового агентства, рассчитывающего риски, отклонение в пессимизм, вероятно, предпочтительнее их недооценки), сколько с очевидным предположением, которое избегается в мире, скорее, по психологическим причинам: победы, одержанные над коронавирусом почти аналогичными во всем мире карантинными действиями правительств, есть основания считать временными и пока (до появления вакцин или успешной терапии) — преходящими. Источник: Коммерсантъ