Дешевые безналичные платежи или крах cashless: к чему приведет снижение interchange - «Банки» » Банковские Услуги



Дешевые безналичные платежи или крах cashless: к чему приведет снижение interchange - «Банки»



На рассмотрении в парламенте находятся законопроекты, целью которых является ограничение interchange-ставки. Почему это изменение может негативно повлиять на платежный рынок Украины и даже стать крахом для безналичной экономики страны?


Фото: CNBC


Вопрос регулирования размера межбанковской комиссии возникает в Украине уже не первый раз. В 2017 году законопроектом №6573 предлагалось ограничить interchange-ставку и торговый сбор (merchant fees), но документ был отозван в августе 2019 года. Сейчас в парламент поданы два законопроекта №4178 и №4178-1, целью которых заявлено «снижение финансовой нагрузки на торговцев, принимающих оплату за товары (работы, услуги) путем безналичных расчетов с использованием платежных карт». Кто поддерживает снижение комиссии, а кто категорически против нововведения? И почему? Давайте разберемся.


Что предлагается изменить?


Когда покупатели совершают безналичную операцию с помощью карты в торговой точке, банк, обслуживающий продавца (банк-эквайер) направляет соответствующий запрос банку, выпустившему карту покупателя (банку-эмитенту). За эту операцию платится сбор. Банк, обслуживающий торговую компанию, берет с нее комиссию за эквайринг — merchant fees, которая сейчас составляет в среднем 2% от суммы товара (услуги). Часть этих денег банк-эквайер выплачивает банку-эмитенту — это межбанковская комиссия или комиссия интерчейндж, в среднем сейчас она составляет 1,6%. Законопроекты №4178 и №4178-1 предлагают снизить merchant fee до 0,5%, а комиссию интерчейндж — до 0,3%. Таким образом, планируется якобы снизить финансовую нагрузку на торговцев, а это, в свою очередь, может повлиять на снижение цен на товары. Но не все так однозначно.


Схема эквайринга. Источник: podelu.ru


Снижение ставки интерчейндж: аргументы «за»


Авторы законопроекта и торговцы, которые поддерживают идею снижения размера межбанковской комиссии, приводят пример Евросоюза. Там в 2013 году комиссию интерчейндж ограничили 0,3%. Однако это не привело к снижению цен на товары. По всей вероятности, и у нас такого не произойдет, даже если размер интерчейндж снизят в 10 раз. Кроме того, если сравнить среднюю сумму транзакций в Европе — около 15 евро — и в Украине — около 20 грн (эти цифры приводит в недавнем интервью Вера Платонова, директор регионального подразделения Visa в странах СНГ и Юго-Восточной Европы), — становится понятно, что украинские банки зарабатывают намного меньше, чем их европейские коллеги даже при текущем размере межбанковской комиссии. А между тем интерчейндж — это основной источник заработка банка в розничном бизнесе. Если комиссия снизится, банкам придется экономить, в частности, на покупке, обслуживании и установке терминалов (а значит прекратится расширение терминальной сети в Украине или даже сократится существующая инфраструктура), и искать новые источники заработка — например, повышая стоимость обслуживания банковских карт. В итоге это может вылиться в дополнительные расходы для потребителей.


Снижение ставки интерчейндж: аргументы «против»


Но это не единственные негативные последствия снижения ставки interchange в Украине. Против этого выступают банки, платежные системы, платежные сервисы, межбанковская ассоциация ЕМА. В начале ноября последняя направила в Верховную Раду открытое письмо от представителей финансового сектора, в котором отмечается, что аргументы авторов законопроектов №4178 и №4178-1 не отображают реальную ситуацию на украинском рынке и выглядят как манипуляция цифрами и фактами.


«Административное вмешательство во вполне рыночные механизмы ценообразования является недопустимым в рыночной экономике, нарушает ряд законов и кодексов Украины и не отвечает конституционным принципам предпринимательства», — отмечают в Ассоциации ЕМА.


Во-первых, по мнению участников рынка, снижение межбанковской комиссии приведет к обвалу безналичной экономики. Если в последние годы тренд перехода на cashless набирал обороты в Украине, то в случае принятия указанных законопроектов все может кардинально измениться.


Во-вторых, банки не только не будут расширять терминальную сеть в Украине, но и могут существенно ограничить или свернуть программы поддержки МСБ, развернутые во время карантина. В частности, многие банки на этот период отменяли плату за использование и давали отсрочку в оплате комиссии за обслуживание оборудования для МСБ, бесплатно предоставляли дополнительные терминалы для новых форматов обслуживания (доставки, выносной торговли и т.д.).


Кроме того, банки также могут свернуть программы по повышению финансовой грамотности и инициативы по повышению популярности оплаты картой. Популярные кешбэки и маркетинговые программы могут прекратиться. При этом регулирование стоимости услуги эквайринга может повлиять также на «тенизацию» бизнеса и приостановление построения цифровой экономики в Украине.


Как видим, предложение по снижению ставки interchange и торгового сбора (merchant fees) вызвало шквал критики от участников платежного рынка. Комиссия за эквайринг и ее составляющая — ставка интерчейндж — является важнейшим элементом существования платежного бизнеса. Директивное регулирование комиссии, по мнению участников рынка, не допустимо.


На рассмотрении в парламенте находятся законопроекты, целью которых является ограничение interchange-ставки. Почему это изменение может негативно повлиять на платежный рынок Украины и даже стать крахом для безналичной экономики страны? Фото: CNBC Вопрос регулирования размера межбанковской комиссии возникает в Украине уже не первый раз. В 2017 году законопроектом №6573 предлагалось ограничить interchange-ставку и торговый сбор (merchant fees), но документ был отозван в августе 2019 года. Сейчас в парламент поданы два законопроекта №4178 и №4178-1, целью которых заявлено «снижение финансовой нагрузки на торговцев, принимающих оплату за товары (работы, услуги) путем безналичных расчетов с использованием платежных карт». Кто поддерживает снижение комиссии, а кто категорически против нововведения? И почему? Давайте разберемся. Что предлагается изменить? Когда покупатели совершают безналичную операцию с помощью карты в торговой точке, банк, обслуживающий продавца (банк-эквайер) направляет соответствующий запрос банку, выпустившему карту покупателя (банку-эмитенту). За эту операцию платится сбор. Банк, обслуживающий торговую компанию, берет с нее комиссию за эквайринг — merchant fees, которая сейчас составляет в среднем 2% от суммы товара (услуги). Часть этих денег банк-эквайер выплачивает банку-эмитенту — это межбанковская комиссия или комиссия интерчейндж, в среднем сейчас она составляет 1,6%. Законопроекты №4178 и №4178-1 предлагают снизить merchant fee до 0,5%, а комиссию интерчейндж — до 0,3%. Таким образом, планируется якобы снизить финансовую нагрузку на торговцев, а это, в свою очередь, может повлиять на снижение цен на товары. Но не все так однозначно. Схема эквайринга. Источник: podelu.ru Снижение ставки интерчейндж: аргументы «за» Авторы законопроекта и торговцы, которые поддерживают идею снижения размера межбанковской комиссии, приводят пример Евросоюза. Там в 2013 году комиссию интерчейндж ограничили 0,3%. Однако это не привело к снижению цен на товары. По всей вероятности, и у нас такого не произойдет, даже если размер интерчейндж снизят в 10 раз. Кроме того, если сравнить среднюю сумму транзакций в Европе — около 15 евро — и в Украине — около 20 грн (эти цифры приводит в недавнем интервью Вера Платонова, директор регионального подразделения Visa в странах СНГ и Юго-Восточной Европы), — становится понятно, что украинские банки зарабатывают намного меньше, чем их европейские коллеги даже при текущем размере межбанковской комиссии. А между тем интерчейндж — это основной источник заработка банка в розничном бизнесе. Если комиссия снизится, банкам придется экономить, в частности, на покупке, обслуживании и установке терминалов (а значит прекратится расширение терминальной сети в Украине или даже сократится существующая инфраструктура), и искать новые источники заработка — например, повышая стоимость обслуживания банковских карт. В итоге это может вылиться в дополнительные расходы для потребителей. Снижение ставки интерчейндж: аргументы «против» Но это не единственные негативные последствия снижения ставки interchange в Украине. Против этого выступают банки, платежные системы, платежные сервисы, межбанковская ассоциация ЕМА. В начале ноября последняя направила в Верховную Раду открытое письмо от представителей финансового сектора, в котором отмечается, что аргументы авторов законопроектов №4178 и №4178-1 не отображают реальную ситуацию на украинском рынке и выглядят как манипуляция цифрами и фактами. «Административное вмешательство во вполне рыночные механизмы ценообразования является недопустимым в рыночной экономике, нарушает ряд законов и кодексов Украины и не отвечает конституционным принципам предпринимательства», — отмечают в Ассоциации ЕМА. Во-первых, по мнению участников рынка, снижение межбанковской комиссии приведет к обвалу безналичной экономики. Если в последние годы тренд перехода на cashless набирал обороты в Украине, то в случае принятия указанных законопроектов все может кардинально измениться. Во-вторых, банки не только не будут расширять терминальную сеть в Украине, но и могут существенно ограничить или свернуть программы поддержки МСБ, развернутые во время карантина. В частности, многие банки на этот период отменяли плату за использование и давали отсрочку в оплате комиссии за обслуживание оборудования для МСБ, бесплатно предоставляли дополнительные терминалы для новых форматов обслуживания (доставки, выносной торговли и т.д.). Кроме того, банки также могут свернуть программы по повышению финансовой грамотности и инициативы по повышению популярности оплаты картой. Популярные кешбэки и маркетинговые программы могут прекратиться. При этом регулирование стоимости услуги эквайринга может повлиять также на «тенизацию» бизнеса и приостановление построения цифровой экономики в Украине. Как видим, предложение по снижению ставки interchange и торгового сбора (merchant fees) вызвало шквал критики от участников платежного рынка. Комиссия за эквайринг и ее составляющая — ставка интерчейндж — является важнейшим элементом существования платежного бизнеса. Директивное регулирование комиссии, по мнению участников рынка, не допустимо.
Похожие новости

Украинцы выбирают cashless: НБУ назвал количество карт в стране - «Банки»

Как развивался рынок платежных карт в 2018 году — сообщили в НБУ Visa, Mastercard, Amex сделали...

Читать

Банкам хотят ограничить вознаграждение за эквайринговые услуги: как от этого выиграет бизнес - «Банки»

Размер комиссионного вознаграждения за эквайринговые услуги в Украине в семь раз превосходит...

Читать

Услуга «Снижение ставки» стартовала в ПАО «МИнБанк». Купить ли у Банка скидку на ипотеку? - «ПАО «МИнБанк»»

Воспользуйтесь услугой «Снижение ставки», чтобы снизить процент по ипотечному кредиту на 0,5% -...

Читать

Банк без банка: как новая бизнес-модель изменит финансовый рынок Украины - «Интервью»

Интервью с CEO финтех-компании Monopay Сергеем Козловым Сергей Козлов, CEO Monopay Во всем мире за...

Читать


Комментарии
Комментарии для сайта Cackle

Оставить комментарий

Заполни форму онлайн и получи консультацию
Наш сотрудник свяжется с Вами в течении одной минуты.

Мы транслируем с 2012 © BankReal.ru - ООО "БРГ" Банковские - Услуги. Все права защищены. Все материалы публикуют на сайте гости и пользователи сайта. Администрация сайта не несет ответственности за публикации.
Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика