Новый закон о финмониторинге: за что банки будут замораживать счета - «Банки»
Как новый закон о финансовом мониторинге коснется пользователей криптовалют и электронных денег, а также любителей лотерей — читайте в статье
6 декабря прошлого года парламент одобрил в целом законопроект о предотвращении и противодействии легализации доходов, полученных преступным путем (№2179). Закон вступает в силу 28 апреля 2020 года. Мы решили разобраться, кого затронет новый закон и что изменится с конца апреля в сфере финмониторинга.
Финансовый мониторинг — это государственная система противодействия отмыванию и легализации средств, полученных преступным путем. Еще 30-40 лет такого понятия не существовало, а каждая страна оберегала финансовую информацию. Но тренд глобализации становится все актуальнее, в связи с чем растет необходимость борьбы с махинаторами.
По словам Оксаны Маркаровой, министра финансов Украины, обновленный законопроект про финансовый мониторинг разрабатывался несколько лет. Поскольку Украина выбрала путь евроинтеграции, необходимо постоянно гармонизировать украинское законодательство и внедрять международные директивы. Так, законопроект 2179 адаптирует в национальное законодательство Рекомендации FATF, а также 4-ю и частично 5-ю Директивы Европейского Союза против отмывания денег и финансирования терроризма, которые уже внедрены во всех странах-членах ЕС и являются обязательными для стран, которые намерены стать членами ЕС.
Что же изменится для украинцев, банков и контролирующих органов? Рассмотрим подробнее.
Новые суммы и признаки подозрительных операций
Раньше финансовому мониторингу подлежали операции от 150 тыс грн в эквиваленте. А основанием для этого мог послужить один из 17 признаков. В новом законопроекте увеличили предельный порог суммы до 400 тыс грн, а список признаков подозрительных операций уменьшили до четырех. Теперь обзательно нужно сообщать в таких случаях:
- если это сложные финансовые операции
- необычно большие
- проведены необычным способом
- операции, не имеющие очевидной экономической или законной цели.
Также мониторингу подлежат денежные переводы без открытия счета, в том числе международные на сумму от 30 тыс грн. Инициатор такого перевода будет обязан предоставить полную информацию о себе и получателе.
По сути, субъекты первичного финансового мониторинга (банки и другие финансовые организации) получили больше гибкости в определении того, является ли конкретная финансовая операция подозрительной. По словам министра финансов, банки должны самостоятельно наладить систему финансового мониторинга, чтобы определять действительно подозрительные операции, не останавливать безосновательно транзакции клиентов и не требовать одни и те же бумажки каждый раз.
Если обычный человек или предприятие из года в год ведет одну и ту же деятельность, осуществляет понятные и предсказуемые транзакции, а банк или бухгалтер понимают эту деятельность, имеют всю необходимую информацию о клиенте, то не надо каждый раз доказывать целесообразность транзакции, даже если она превышает 400 тыс грн.
А когда в банк приходит физлицо-предприниматель с ведомостью и паспортами многих других ФЛП и пытается снять наличные, то это подозрительная операция. Вероятно, по ней есть нарушение закона.
Или если, например, предприятие всю жизнь продает мясо, а вдруг решает на миллионы гривен купить металлолом, да еще и за наличные, то это уже выглядит подозрительно. Субъект финансового мониторинга должен убедиться, что эта покупка не является махинацией.
Оксана Маркарова
Министр финансов Украины
Операции с криптовалютами отныне будет проверять финмониторинг
Согласно обновленному закону, под финансовый мониторинг теперь будут подпадать операции с виртуальными активами. А к субъектам первичного финансового мониторинга также отнесли компании, которые предоставляют услуги по обмену, хранению, продаже и переводу электронных денег. Сюда же входят компании, деятельность которых связана с криптовалютами.
Если биржи, обменники, банки или другие компании совершают платежи в криптовалютах на сумму больше 30 тыс грн в эквиваленте, они должны проверить такую операцию и собрать детальную информацию о клиенте. Клиент, в свою очередь, должен предоставить исчерпывающую информацию о происхождении и назначении своих виртуальных активов. В случае, если такая операция покажется подозрительной, нужно уведомить Госслужбу по финансовому мониторингу.
По словам министра финансов, у Госфинмониторинга есть доступ к аналитическому продукту, который позволяет проводить расследования источников происхождения криптоактивив и направлений их использования. То есть, служба расследует операции с криптой, и есть уже немало успешных кейсов, которые были представлены в том числе на международном уровне, сообщает Оксана Маркарова.
Также министр отмечает, что внесение криптовалют в закон о финмониторинге стало первым шагом на пути введения их в легальное поле согласно европейским директивам и рекомендациям FATF.
Каждая страна по-своему решает, как она будет регулировать этот сектор. Кто-то признает криптовалюты квазивалютами, кто-то - товаром. При Комитете цифровой трансформации ВРУ создана межведомственная рабочая группа, которая в течение следующих четырех месяцев должен разработать специальный закон о регулировании оборота виртуальных активов в Украине».
Оксана Маркарова
Министр финансов Украины
Что изменится в сфере азартных игр
Отныне обязанности первичного финансового мониторинга возлагаются на лотереи и азартный бизнес (букмекеры, казино и другие) при принятии ставок и возвращения выигрышей клиентам. Мониторить будут операции от 30 тыс грн. Порог достаточно низкий, поскольку эта деятельность сама по себе является высокорисковой.
Выглядеть это будет так: при приеме ставки или выдаче выигрыша на сумму 30 тыс грн и больше казино или лотерея должны собрать о клиенте информацию (паспорт, ИНН, банковские счета и тд) и передать данные в службу Госфинмониторинга.
В Украине такие компании (кроме государственных лотерей) сейчас находятся вне закона. «Я надеюсь, что вскоре Верховная Рада примет закон, который урегулирует их деятельность, и они станут полноценными субъектами финансового мониторинга», — отметила Оксана Маркарова.
Как изменятся субъекты финансового мониторинга и штрафы
Согласно обновленному закону, следить за чистотой денег, кроме банков и финансовых организаций, будут также платежные системы и лица, которые предоставляют консультации по вопросам налогообложения.
Также субъектами первичного финансового мониторинга становятся бухгалтеры, оказывающие частные услуги. Отныне они также должны проверять финансовые операции своих клиентов и сообщать о подозрительных в Госслужбу финмониторинга. К слову, закон не распространяется на бухгалтеров, работающих в штате компании.
В целом, как указано в законе, субъектами первичного финансового мониторинга являются:
- банки, страховщики, страховые брокеры, кредитные союзы, ломбарды и другие финансовые учреждения;
- платежные организации, участники или члены платежных систем, предоставляющих финансовые услуги;
- товарные и другие биржи, которые проводят финансовые операции с товарами;
- профессиональные участники фондового рынка (рынка ценных бумаг);
- операторы почтовой связи, другие учреждения, оказывающие услуги по переводу средств (почтового перевода), и осуществлению валютных операций;
- филиалы или представительства иностранных субъектов хозяйственной деятельности, которые предоставляют финансовые услуги на территории Украины;
- специально определенные субъекты первичного финансового мониторинга: аудиторы, бухгалтеры, консультанты по налогообложению, адвокаты, нотариусы и другие юридические лица, которые по своему правовому статусу не являются финансовыми учреждениями, но предоставляют отдельные финансовые услуги.
Эксперты уверены, что бдительность финансистов значительно вырастет, поскольку новым законом устанавливаются новые размеры штрафов для всех субъектов первичного финмониторинга. Если раньше максимальный размер штрафа для них (кроме банков) составлял 34 тыс грн, то теперь за разные виды нарушений будут разные штрафы. Максимальный составит 204 тыс грн. Его могут назначить за нарушение требований по осуществлению надлежащей проверки, требований по выявлению принадлежности клиентов к политически значимым лицам или нарушение порядка создания и хранения документов.
Банкам грозит максимальная сумма штрафа в 5 млн евро, а для небанковских субъектов штраф может быть в размере двойной суммы выгоды, полученной в результате нарушения. Но при этом законом предусмотрены возможности заключения соглашения с субъектом первичного финансового мониторинга, по которой он вместо штрафа обязуется устранить и в дальнейшем не допускать нарушения. Также он может обжаловать решение о наложении штрафов.
Как будут замораживать активы
Будут ли перестраховываться банки? Эксперты уверены, что да. И любая операция, которая вызовет подозрение у финучреждения, будет остановлена. А расширение прав Госфинмониторинга позволит финразведке замораживать активы лишь на основании подозрения в том, что они связаны с финансированием терроризма, причем для этого не нужно даже решения суда.
Что касается субъектов финансового мониторинга, то руководством к действию для них станут специальные списки. Если клиент банка находится в таком списке или работает с его фигурантами, то банк должен заморозить активы этого клиента и сообщить об этом в СБУ. Если в ответ банк получит сообщение о том, что лицо-владелец замороженных активов не включен в «черный список», то банк обязан снять заморозку не позднее следующего рабочего дня. Возможны ли ошибки, например, из-за похожих фамилий? Теоретически да. При этом клиент, которому по ошибке были заморожены активы, может на рассчитывать на компенсацию убытков.
Пока счет клиента заблокирован, он, конечно же, не может пользоваться средствами на протяжении всего срока, пока будет длиться проверка. Без уведомления клиента банк может заблокировать счет на 2 дня. При этом он обязан передать информацию в Госфинмониторинг, который, в свою очередь, может продлить санкции еще на 7 дней.
Решения о замораживании активов и применении других санкций могут быть обжалованы в административном порядке. Но, учитывая загруженность судов, такие дела вероятнее всего будут рассматриваться очень долго.
Какой эффект ожидают от нового закона?
По словам министра финансов, принятые изменения в законодательстве не означают, что контролирующие органы теперь «ждут, кого бы оштрафовать». В дальнейшем будет проводиться разъяснительная работа среди представителей бизнеса, будут проводиться тренинги и обучающие программы. «Главное, что все должны понять — добросовестному клиенту и субъекту первичного финансового мониторинга нечего бояться», — сообщила Оксана Маркарова.
ТАКЖЕ ИНТЕРЕСНО: Украина перешла на IBAN: что это за стандарт и какие изменения коснутся банков
Как новый закон о финансовом мониторинге коснется пользователей криптовалют и электронных денег, а также любителей лотерей — читайте в статье Фото: responsibleinvestment.org 6 декабря прошлого года парламент одобрил в целом законопроект о предотвращении и противодействии легализации доходов, полученных преступным путем (№2179). Закон вступает в силу 28 апреля 2020 года. Мы решили разобраться, кого затронет новый закон и что изменится с конца апреля в сфере финмониторинга. Финансовый мониторинг — это государственная система противодействия отмыванию и легализации средств, полученных преступным путем. Еще 30-40 лет такого понятия не существовало, а каждая страна оберегала финансовую информацию. Но тренд глобализации становится все актуальнее, в связи с чем растет необходимость борьбы с махинаторами. По словам Оксаны Маркаровой, министра финансов Украины, обновленный законопроект про финансовый мониторинг разрабатывался несколько лет. Поскольку Украина выбрала путь евроинтеграции, необходимо постоянно гармонизировать украинское законодательство и внедрять международные директивы. Так, законопроект 2179 адаптирует в национальное законодательство Рекомендации FATF, а также 4-ю и частично 5-ю Директивы Европейского Союза против отмывания денег и финансирования терроризма, которые уже внедрены во всех странах-членах ЕС и являются обязательными для стран, которые намерены стать членами ЕС. Что же изменится для украинцев, банков и контролирующих органов? Рассмотрим подробнее. Новые суммы и признаки подозрительных операций Раньше финансовому мониторингу подлежали операции от 150 тыс грн в эквиваленте. А основанием для этого мог послужить один из 17 признаков. В новом законопроекте увеличили предельный порог суммы до 400 тыс грн, а список признаков подозрительных операций уменьшили до четырех. Теперь обзательно нужно сообщать в таких случаях: если это сложные финансовые операции необычно большие проведены необычным способом операции, не имеющие очевидной экономической или законной цели. Также мониторингу подлежат денежные переводы без открытия счета, в том числе международные на сумму от 30 тыс грн. Инициатор такого перевода будет обязан предоставить полную информацию о себе и получателе. По сути, субъекты первичного финансового мониторинга (банки и другие финансовые организации) получили больше гибкости в определении того, является ли конкретная финансовая операция подозрительной. По словам министра финансов, банки должны самостоятельно наладить систему финансового мониторинга, чтобы определять действительно подозрительные операции, не останавливать безосновательно транзакции клиентов и не требовать одни и те же бумажки каждый раз. Если обычный человек или предприятие из года в год ведет одну и ту же деятельность, осуществляет понятные и предсказуемые транзакции, а банк или бухгалтер понимают эту деятельность, имеют всю необходимую информацию о клиенте, то не надо каждый раз доказывать целесообразность транзакции, даже если она превышает 400 тыс грн. А когда в банк приходит физлицо-предприниматель с ведомостью и паспортами многих других ФЛП и пытается снять наличные, то это подозрительная операция. Вероятно, по ней есть нарушение закона. Или если, например, предприятие всю жизнь продает мясо, а вдруг решает на миллионы гривен купить металлолом, да еще и за наличные, то это уже выглядит подозрительно. Субъект финансового мониторинга должен убедиться, что эта покупка не является махинацией. Оксана Маркарова Министр финансов Украины Операции с криптовалютами отныне будет проверять финмониторинг Согласно обновленному закону, под финансовый мониторинг теперь будут подпадать операции с виртуальными активами. А к субъектам первичного финансового мониторинга также отнесли компании, которые предоставляют услуги по обмену, хранению, продаже и переводу электронных денег. Сюда же входят компании, деятельность которых связана с криптовалютами. Если биржи, обменники, банки или другие компании совершают платежи в криптовалютах на сумму больше 30 тыс грн в эквиваленте, они должны проверить такую операцию и собрать детальную информацию о клиенте. Клиент, в свою очередь, должен предоставить исчерпывающую информацию о происхождении и назначении своих виртуальных активов. В случае, если такая операция покажется подозрительной, нужно уведомить Госслужбу по финансовому мониторингу. По словам министра финансов, у Госфинмониторинга есть доступ к аналитическому продукту, который позволяет проводить расследования источников происхождения криптоактивив и направлений их использования. То есть, служба расследует операции с криптой, и есть уже немало успешных кейсов, которые были представлены в том числе на международном уровне, сообщает Оксана Маркарова. Также министр отмечает, что внесение криптовалют в закон о финмониторинге стало первым шагом на пути введения их в легальное поле согласно европейским директивам и рекомендациям FATF. Каждая страна по-своему решает, как она будет регулировать этот сектор. Кто-то признает криптовалюты квазивалютами, кто-то - товаром. При Комитете цифровой трансформации ВРУ создана межведомственная рабочая группа, которая в течение следующих четырех месяцев должен разработать специальный закон о регулировании оборота виртуальных активов в Украине». Оксана Маркарова Министр финансов Украины Что изменится в сфере азартных игр Отныне обязанности первичного финансового мониторинга возлагаются на лотереи и азартный бизнес (букмекеры, казино и другие) при принятии ставок и возвращения выигрышей клиентам. Мониторить будут операции от 30 тыс грн. Порог достаточно низкий, поскольку эта деятельность сама по себе является высокорисковой. Выглядеть это будет так: при приеме ставки или выдаче выигрыша на сумму 30 тыс грн и больше казино или лотерея должны собрать о клиенте информацию (паспорт, ИНН, банковские счета и тд) и передать данные в службу Госфинмониторинга. В Украине такие компании (кроме государственных лотерей) сейчас находятся вне закона. «Я надеюсь, что вскоре Верховная Рада примет закон, который урегулирует их деятельность, и они станут полноценными субъектами финансового мониторинга», — отметила Оксана Маркарова. Как изменятся субъекты финансового мониторинга и штрафы Согласно обновленному закону, следить за чистотой денег, кроме банков и финансовых организаций, будут также платежные системы и лица, которые предоставляют консультации по вопросам налогообложения. Также субъектами первичного финансового мониторинга становятся бухгалтеры, оказывающие частные услуги. Отныне они также должны проверять финансовые операции своих клиентов и сообщать о подозрительных в Госслужбу финмониторинга. К слову, закон не распространяется на бухгалтеров, работающих в штате компании. В целом, как указано в законе, субъектами первичного финансового мониторинга являются: банки, страховщики, страховые брокеры, кредитные союзы, ломбарды и другие финансовые учреждения; платежные организации, участники или члены платежных систем, предоставляющих финансовые услуги; товарные и другие биржи, которые проводят финансовые операции с товарами; профессиональные участники фондового рынка (рынка ценных бумаг); операторы почтовой связи, другие учреждения, оказывающие услуги по переводу средств (почтового перевода), и осуществлению валютных операций; филиалы или представительства иностранных субъектов хозяйственной деятельности, которые предоставляют финансовые услуги на территории Украины; специально определенные субъекты первичного финансового мониторинга: аудиторы, бухгалтеры, консультанты по налогообложению, адвокаты, нотариусы и другие юридические лица, которые по своему правовому статусу не являются финансовыми учреждениями, но предоставляют отдельные финансовые услуги. Эксперты уверены, что бдительность финансистов значительно вырастет, поскольку новым законом устанавливаются новые размеры штрафов для всех субъектов первичного финмониторинга. Если раньше максимальный размер штрафа для них (кроме банков) составлял 34 тыс грн, то теперь за разные виды нарушений будут разные штрафы. Максимальный составит 204 тыс грн. Его могут назначить за нарушение требований по осуществлению надлежащей проверки, требований по выявлению принадлежности клиентов к политически значимым лицам или нарушение порядка создания и хранения документов. Банкам грозит максимальная сумма штрафа в 5 млн евро, а для небанковских субъектов штраф может быть в размере двойной суммы выгоды, полученной в результате нарушения. Но при этом законом предусмотрены возможности заключения соглашения с субъектом первичного финансового мониторинга, по которой он вместо штрафа обязуется устранить и в дальнейшем не допускать нарушения. Также он может обжаловать решение о наложении штрафов. Как будут замораживать активы Будут ли перестраховываться банки? Эксперты уверены, что да. И любая операция, которая вызовет подозрение у финучреждения, будет остановлена. А расширение прав Госфинмониторинга позволит финразведке замораживать активы лишь на основании подозрения в том, что они связаны с финансированием терроризма, причем для этого не нужно даже решения суда. Фото: people-and-banks.net Что касается субъектов финансового мониторинга, то руководством к действию для них станут специальные списки. Если клиент банка находится в таком списке или работает с его фигурантами, то банк должен заморозить активы этого клиента и сообщить об этом в СБУ. Если в ответ банк получит сообщение о том, что лицо-владелец замороженных активов не включен в «черный список», то банк обязан снять заморозку не позднее следующего рабочего дня. Возможны ли ошибки, например, из-за похожих фамилий? Теоретически да. При этом клиент, которому по ошибке были заморожены активы, может на рассчитывать на компенсацию убытков. Пока счет клиента заблокирован, он, конечно же, не может пользоваться средствами на протяжении всего срока, пока будет длиться проверка. Без уведомления клиента банк может заблокировать счет на 2 дня. При этом он обязан передать информацию в Госфинмониторинг, который, в свою очередь, может продлить санкции еще