ЦБ выразил беспокойство по вопросу необоснованных блокировок средств граждан - «Финансы»
Глава ЦБ РФ Эльвира Набиуллина выразила на пресс-конференции беспокойство по вопросу необоснованных блокировок средств граждан и заявила о важности принятия мер, чтобы средства добросовестных людей не блокировались.
"Про блокировку. Действительно нас беспокоит. Мы также видели всплеск жалоб по необоснованным блокировкам средств граждан. И, конечно, здесь очень важно принять все меры для того, чтобы у абсолютно добросовестных людей средства не блокировались", – сказала она.
"У нас механизмы так называемой блокировки, они действуют по нескольким основаниям, там разные механизмы. И мы ориентировали банки, чтобы они не смешивали эти механизмы, чтобы доводили до людей, по какой причине все это происходит. И эффективные механизмы обжалования действовали", – добавила Набиуллина.
"Банки обычно четко реагируют на наши рекомендации. Надеюсь, что эту проблему удастся решить. Но в целом мы, конечно, заинтересованы в том, чтобы все механизмы, которые работают, они действительно помогали бороться – и с мошенничеством, и отмыванием. Я думаю, все в этом заинтересованы, потому что так же много людей, которые пострадали от мошенников. Но важно, чтобы не страдали люди совершенно добросовестные. Поэтому сейчас улучшаем обмен данных с банками", – сказала она.
Набиуллина напомнила, что подобная проблема с блокировками наблюдалась несколько лет назад в сегменте малого и среднего бизнеса.
"И системным решением стало то, что мы создали платформу центрального банка "Знай своего клиента", где на базе данных не от одного банка, а от всей банковской системы по признакам мы определяем, какие подозрительные. И мы смотрим, что там практически в красную зону, во-первых, не очень много попадает, и доля ошибок там просто минимальная. И мы сейчас думаем о том, чтобы пойти по такому же пути по физическим лицам, по гражданам, для того, чтобы добросовестные граждане не страдали. Но тем не менее, это процесс такой небыстрый – создание такой платформы. Но мы видим, что малый бизнес, мы с ним вместе отрабатывали, и эта система сняла напряжение по блокировке", – подчеркнула глава ЦБ.
Глава Набиуллина напомнила, что блокировка средств может происходить по трем основаниям. Первое – когда есть подозрение на проведение мошеннической операции, второе – отмывание денег, третье – нарушение налогового законодательства.
"Если говорить о мерах мошенничества, то банк обязан заблокировать клиенту карту, когда он получает данные об этом клиенте из базы данных Центрального банка, а эта информация внесена по данным правоохранительных органов. Любую операцию при этом можно совершить при личном посещении отделения банка. Это то, что при мошенничестве, когда вы показываете, когда с вами общаются, чтобы снизить этот риск мошеннических операций. То есть операцию можно провести, но надо сходить в отделение банка", – сказала она.
При подозрении на отмывание доходов происходит отключение от мобильного банка и отказ в проведении подозрительной операции. При нарушении налогового законодательства приостанавливаются операции по счету. При этом существуют разные механизмы обжалования и снятия блокировок, но во всех случаях человек должен обратиться в свой банк, подчеркнула Набиуллина.
Источник: ТАСС
Эльвира Набиуллина
Глава ЦБ РФ Эльвира Набиуллина выразила на пресс-конференции беспокойство по вопросу необоснованных блокировок средств граждан и заявила о важности принятия мер, чтобы средства добросовестных людей не блокировались.