Как экономика и финансовая система Украины изменились за первый год пандемии: 10 фактов - «Банки»
Регулятор отчитался об изменениях в финансовой системе и экономике Украины за прошлый «карантинный» год
Национальный банк обнародовал Годовой отчет за 2020 год, в котором отчитывается о своей работе и подбивает итоги изменений, произошедших в финансовой системе и экономике Украины на протяжении первого года пандемии COVID-19.
1. Украинская экономика оказалась более устойчивой к коронакризису, если сравнить с предыдущими кризисами
Развертывание кризисных явлений и введение жестких карантинных мероприятий на фоне обеспокоенности на мировых рынках привели к падению украинской экономики. Однако реальный ВВП по итогам 2020 года сократился на 4%. И это значительно меньше, чем ожидал Национальный банк (6%).
Кроме того, падение было значительно меньше по сравнению с предыдущими кризисами: в 2009 году ВВП сократился на 15,1%, а в 2014-2015 годах — на 6,8% и 9,9% соответственно.
Уже во втором полугодии 2020 года экономика начала довольно быстро восстанавливаться. Главным двигателем ее восстановления был потребительский спрос. Также этому способствовали стимулирующее монетарная политика и пакет антикризисных мер.
2. Поддержка экономики: НБУ снизил учетную ставку до исторического минимума и ввел пакет антикризисных мер
Низкая инфляция и быстрая стабилизация ситуации на финансовых рынках позволили Национальному банку сконцентрироваться на поддержке экономики без причинения вреда его приоритетной цели по достижению и поддержанию ценовой стабильности. Регулятор продолжил смягчение монетарной политики. Так, в 2020 году учетная ставка была снижена с 13,5% годовых до 6% годовых — самого низкого уровня в истории Украины.
Кроме того, Национальный банк в 2020 году применил широкий арсенал антикризисных мер, как и ведущие мировые центральные банки, чтобы поддержать финансовую систему и экономику в целом. Банки получили возможность долгосрочного рефинансирования на срок до пяти лет. Это позволило сохранять ликвидность банковской системы на высоком уровне. Национальный банк ввел новый инструмент — своп процентной ставки, с помощью которого банки могут защититься от процентного риска, но не закладывать рисковую надбавку в ставки по кредитам реальному сектору.
Для того, чтобы дать возможность банкам сконцентрировать все внимание на кредитовании, НБУ ввел ряд регуляторных и надзорных послаблений на период кризиса. В частности, смягчил требования к оценке кредитного риска, отсрочил формирование буферов капитала, дал дополнительное время для представления и обнародования финансовой отчетности, временно приостановил проведение выездных проверок и стресс-тестирования банков.
3. Несмотря на коронакризис, инфляция составила 5% по итогам 2020 года
В течение 2020 году из-за пандемии макроэкономические условия оставались сложными, а неопределенность — высокой. Несмотря на это, инфляция в конце года достигла центральной точки целевого диапазона 5% ± 1 в. п.
Это произошло, в частности, благодаря последовательной, прозрачной и взвешенной монетарной политике НБУ, направленной на обеспечение надлежащего баланса между реакцией на инфляционные риски и поддержкой восстановления экономики в условиях коронакризиса.
4. «Подушки безопасности» государства: международные резервы достигли восьмилетнего максимума
На конец 2020 года международные резервы достигли $29,1 млрд. А это — восьмилетний максимум.
В начале коронакризиса наблюдалось заметное увеличение спроса на иностранную валюту и ослабление курса гривны. Масштаб шока на валютном рынке в марте 2020-го был сопоставимым с шоками 2008-2009 годов и 2014 года. Национальный банк хранил последовательную политику на валютном рынке, что способствовало быстрому утоления ажиотажа — до конца марта ситуация на валютном рынке стабилизировалась.
Это позволило Национальному банку восстановить покупку иностранной валюты и компенсировать значительный объем ее продажи в марте. Пополнению резервов также способствовали постоянные поступления иностранной валюты от ориентированных на экспорт отраслей (в частности агропромышленного комплекса) по одновременных сдержанных платежей за импорт.
5. Коронакризис доказал эффективность введенных ранее макропруденциальных мероприятий
Украинские банки вошли в кризис хорошо капитализированными, прибыльными и со значительным запасом ликвидности. Это результаты усилий Национального банка на протяжении предыдущих лет, в том числе по оздоровлению банковского сектора, внедрение международно признанных требований к капиталу и ликвидности, регулярного стресс-тестирования, риск-ориентированного надзора и побуждение банков к формированию запаса прочности.
Кроме того, еще до кризиса удалось решить давние проблемы сектора со связанным кредитованием, что усиливали негативные последствия предыдущих кризисов для финансовой системы и реальной экономики. Как результат, финансовый сектор прошел 2020 год без значительных потерь, не стал фактором углубления кризиса. Зато банки продолжили выполнять функцию поддержки экономики.
6. Ставки по кредитам бизнеса вошли в однознаковый диапазон
Начало пандемии пришлось на цикл смягчения монетарной политики Национального банка. В течение первого полугодия 2020 года НБУ четыре раза снизил учетную ставку до исторически низкого уровня 6%. Это способствовало снижению ставок, в том числе кредитных, несмотря на кризис.
Ставка по новым кредитам бизнесу в гривнах за год снизилась с 15,7% до 9,2% годовых. Самыми дешевыми были короткие кредиты и кредиты качественным заемщикам. Снижение ставок по кредитам и государственные программы поддержки бизнеса позволили оживить корпоративное кредитование, прежде всего в гривне.
Существенно активизировалось ипотечное кредитование. Этому значительно способствовало снижение процентных ставок. Чистые гривневые кредиты на приобретение и реконструкцию недвижимости выросли за год на 11,5%. Среднемесячные объемы новых кредитов во втором полугодии более чем удвоились, если сравнивать и с первым полугодием 2020 года, и с 2019 годом.
7. Коронакризис стал первым кризисом, который не сопровождался оттоком средств граждан из банков
Наоборот — приток средств в банковскую систему наблюдался в течение всего 2020 года. Достаточная ликвидность банков позволила сохранить доверие вкладчиков.
Первые сигналы о кризисе в марте прошлого года традиционно привели к снятию населением средств со счетов. Однако эти настроения были краткосрочными. Отток средств продолжался менее двух недель. Благодаря высокой ликвидности банки не имели трудностей с возвратом средств по первому требованию вкладчиков. Таким образом удалось сохранить их доверие.
Всего за год гривневые депозиты населения выросли на 26,5%, значительно дешевле валютные вклады выросли на 0,6% в долларовом эквиваленте. Драйвером прироста средств населения были вклады до востребования.
Средства бизнеса в гривне выросли за год на 34,5%, а в иностранной валюте — на 2,2% в долларовом эквиваленте.
8. Качество кредитного портфеля вследствие коронакризиса существенно не ухудшилась
Этому способствовали как высокое качество портфеля перед началом кризиса, так и своевременные действия банков по реструктуризации займов.
Принятые Национальным банком требования к списанию обесцененных финансовых активов помогли уменьшить объем неработающих активов на балансах банков, больше всего — государственных. В результате доля неработающих кредитов в системе в целом снизилась на 7,4 в. п. — до 41% на конец 2020 года. Неработающие кредиты не представляют угрозы банковской системе, поскольку уровень их покрытия всеми резервами на конец года составил почти 98%.
9. 2020 стал годом стремительной цифровой трансформации финансовой системы
Пандемия и карантинные ограничения изменили привычки украинцев в сторону дистанцированности, цифровых финансов и безналичных операций. Количество и объемы безналичных платежей с использованием платежных карт продолжают уверенно расти. Так, доля безналичных расчетов в Украине с использованием платежных карт увеличилась до почти 56% на конец 2020 года с 50% в начале года.
В 2020 году Национальный банк сделал возможной отдаленную идентификацию и верификацию клиентов финансовых учреждений, предложив для этого финансовому рынку различные модели — пять упрощенных и три полноценных. В частности, это можно сделать, используя мобильное приложение «Дия», или через Систему BankID НБУ (онлайн-услуги с использованием системы на конец 2020 года были доступны 94% пользователям платежных карт в Украине).
Кроме того, в конце 2020 года в Верховной Раде был зарегистрирован законопроект №4364 о платежных услугах, что позволит адаптировать законодательство Украины к законодательству ЕС и существенно осовременить регулирование деятельности украинского рынка платежей и перевода средств.
10. «Сплит» состоялся: около двух тысяч небанковских финучреждений перешли под надзор Национального банка
Национальный банк с 1 июля 2020 года стал регулятором большей части небанковского финансового сектора. Под надзор Национального банка перешли около двух тысяч учреждений — страховщиков, страховых посредников, лизингодателей, финансовых компаний, кредитных союзов, ломбардов, бюро кредитных историй.
В 2020 году Национальный банк совместно с представителями рынка и народными депутатами начал работу над фундаментом нового регулирования небанковского сектора. В частности, подготовлены предложения к новым редакции Законов Украины «О страховании», «О кредитных союзах» и «О финансовых услугах и финансовых компаниях». Также Национальным банком разработан и обнародован ряд ключевых нормативно-правовых актов в сфере регулирования небанковских финучреждений.
«Заметная тенденция последних двух десятилетий в мире — активное развитие небанковских финуслуг. В развитых странах небанковские учреждения уже заняли значительную долю рынка благодаря своей гибкости, развитию технологий и глобализации финансов. Зато украинский финсектор остается банкоцентричным. Кроме того, устарелость регулирования и надзора привели к накоплению рисков, снижению прозрачности сектора, местами — к использованию небанковских финучреждений для перераспределения средств в рамках бизнес-групп и ухода от налогообложения», — сообщает Нацбанк.
Реформа «сплит» направлена на повышение прозрачности сектора, создание системы пропорционального регулирования и выстраивание надежного и устойчивого небанковского рынка, а игрокам рынка — обеспечение новых возможностей для развития.
Регулятор отчитался об изменениях в финансовой системе и экономике Украины за прошлый «карантинный» год Фото: corporatefinanceinstitute.com Национальный банк обнародовал Годовой отчет за 2020 год, в котором отчитывается о своей работе и подбивает итоги изменений, произошедших в финансовой системе и экономике Украины на протяжении первого года пандемии COVID-19. 1. Украинская экономика оказалась более устойчивой к коронакризису, если сравнить с предыдущими кризисами Развертывание кризисных явлений и введение жестких карантинных мероприятий на фоне обеспокоенности на мировых рынках привели к падению украинской экономики. Однако реальный ВВП по итогам 2020 года сократился на 4%. И это значительно меньше, чем ожидал Национальный банк (6%). Кроме того, падение было значительно меньше по сравнению с предыдущими кризисами: в 2009 году ВВП сократился на 15,1%, а в 2014-2015 годах — на 6,8% и 9,9% соответственно. Уже во втором полугодии 2020 года экономика начала довольно быстро восстанавливаться. Главным двигателем ее восстановления был потребительский спрос. Также этому способствовали стимулирующее монетарная политика и пакет антикризисных мер. 2. Поддержка экономики: НБУ снизил учетную ставку до исторического минимума и ввел пакет антикризисных мер Низкая инфляция и быстрая стабилизация ситуации на финансовых рынках позволили Национальному банку сконцентрироваться на поддержке экономики без причинения вреда его приоритетной цели по достижению и поддержанию ценовой стабильности. Регулятор продолжил смягчение монетарной политики. Так, в 2020 году учетная ставка была снижена с 13,5% годовых до 6% годовых — самого низкого уровня в истории Украины. Кроме того, Национальный банк в 2020 году применил широкий арсенал антикризисных мер, как и ведущие мировые центральные банки, чтобы поддержать финансовую систему и экономику в целом. Банки получили возможность долгосрочного рефинансирования на срок до пяти лет. Это позволило сохранять ликвидность банковской системы на высоком уровне. Национальный банк ввел новый инструмент — своп процентной ставки, с помощью которого банки могут защититься от процентного риска, но не закладывать рисковую надбавку в ставки по кредитам реальному сектору. Для того, чтобы дать возможность банкам сконцентрировать все внимание на кредитовании, НБУ ввел ряд регуляторных и надзорных послаблений на период кризиса. В частности, смягчил требования к оценке кредитного риска, отсрочил формирование буферов капитала, дал дополнительное время для представления и обнародования финансовой отчетности, временно приостановил проведение выездных проверок и стресс-тестирования банков. Фото: www.uno.edu 3. Несмотря на коронакризис, инфляция составила 5% по итогам 2020 года В течение 2020 году из-за пандемии макроэкономические условия оставались сложными, а неопределенность — высокой. Несмотря на это, инфляция в конце года достигла центральной точки целевого диапазона 5% ± 1 в. п. Это произошло, в частности, благодаря последовательной, прозрачной и взвешенной монетарной политике НБУ, направленной на обеспечение надлежащего баланса между реакцией на инфляционные риски и поддержкой восстановления экономики в условиях коронакризиса. 4. «Подушки безопасности» государства: международные резервы достигли восьмилетнего максимума На конец 2020 года международные резервы достигли $29,1 млрд. А это — восьмилетний максимум. В начале коронакризиса наблюдалось заметное увеличение спроса на иностранную валюту и ослабление курса гривны. Масштаб шока на валютном рынке в марте 2020-го был сопоставимым с шоками 2008-2009 годов и 2014 года. Национальный банк хранил последовательную политику на валютном рынке, что способствовало быстрому утоления ажиотажа — до конца марта ситуация на валютном рынке стабилизировалась. Это позволило Национальному банку восстановить покупку иностранной валюты и компенсировать значительный объем ее продажи в марте. Пополнению резервов также способствовали постоянные поступления иностранной валюты от ориентированных на экспорт отраслей (в частности агропромышленного комплекса) по одновременных сдержанных платежей за импорт. 5. Коронакризис доказал эффективность введенных ранее макропруденциальных мероприятий Украинские банки вошли в кризис хорошо капитализированными, прибыльными и со значительным запасом ликвидности. Это результаты усилий Национального банка на протяжении предыдущих лет, в том числе по оздоровлению банковского сектора, внедрение международно признанных требований к капиталу и ликвидности, регулярного стресс-тестирования, риск-ориентированного надзора и побуждение банков к формированию запаса прочности. Кроме того, еще до кризиса удалось решить давние проблемы сектора со связанным кредитованием, что усиливали негативные последствия предыдущих кризисов для финансовой системы и реальной экономики. Как результат, финансовый сектор прошел 2020 год без значительных потерь, не стал фактором углубления кризиса. Зато банки продолжили выполнять функцию поддержки экономики. Фото: www.bournemouth.ac.uk 6. Ставки по кредитам бизнеса вошли в однознаковый диапазон Начало пандемии пришлось на цикл смягчения монетарной политики Национального банка. В течение первого полугодия 2020 года НБУ четыре раза снизил учетную ставку до исторически низкого уровня 6%. Это способствовало снижению ставок, в том числе кредитных, несмотря на кризис. Ставка по новым кредитам бизнесу в гривнах за год снизилась с 15,7% до 9,2% годовых. Самыми дешевыми были короткие кредиты и кредиты качественным заемщикам. Снижение ставок по кредитам и государственные программы поддержки бизнеса позволили оживить корпоративное кредитование, прежде всего в гривне. Существенно активизировалось ипотечное кредитование. Этому значительно способствовало снижение процентных ставок. Чистые гривневые кредиты на приобретение и реконструкцию недвижимости выросли за год на 11,5%. Среднемесячные объемы новых кредитов во втором полугодии более чем удвоились, если сравнивать и с первым полугодием 2020 года, и с 2019 годом. 7. Коронакризис стал первым кризисом, который не сопровождался оттоком средств граждан из банков Наоборот — приток средств в банковскую систему наблюдался в течение всего 2020 года. Достаточная ликвидность банков позволила сохранить доверие вкладчиков. Первые сигналы о кризисе в марте прошлого года традиционно привели к снятию населением средств со счетов. Однако эти настроения были краткосрочными. Отток средств продолжался менее двух недель. Благодаря высокой ликвидности банки не имели трудностей с возвратом средств по первому требованию вкладчиков. Таким образом удалось сохранить их доверие. Всего за год гривневые депозиты населения выросли на 26,5%, значительно дешевле валютные вклады выросли на 0,6% в долларовом эквиваленте. Драйвером прироста средств населения были вклады до востребования. Средства бизнеса в гривне выросли за год на 34,5%, а в иностранной валюте — на 2,2% в долларовом эквиваленте. 8. Качество кредитного портфеля вследствие коронакризиса существенно не ухудшилась Этому способствовали как высокое качество портфеля перед началом кризиса, так и своевременные действия банков по реструктуризации займов. Принятые Национальным банком требования к списанию обесцененных финансовых активов помогли уменьшить объем неработающих активов на балансах банков, больше всего — государственных. В результате доля неработающих кредитов в системе в целом снизилась на 7,4 в. п. — до 41% на конец 2020 года. Неработающие кредиты не представляют угрозы банковской системе, поскольку уровень их покрытия всеми резервами на конец года составил почти 98%. Фото: www.bentley.edu 9. 2020 стал годом стремительной цифровой трансформации финансовой системы Пандемия и карантинные ограничения изменили привычки украинцев в сторону дистанцированности, цифровых финансов и безналичных операций. Количество и объемы безналичных платежей с использованием платежных карт продолжают уверенно расти. Так, доля безналичных расчетов в Украине с использованием платежных карт увеличилась до почти 56% на конец 2020 года с 50% в начале года. В 2020 году Национальный банк сделал возможной отдаленную идентификацию и верификацию клиентов финансовых учреждений, предложив для этого финансовому рынку различные модели — пять упрощенных и три полноценных. В частности, это можно сделать, используя мобильное приложение «Дия», или через Систему BankID НБУ (онлайн-услуги с использованием системы на конец 2020 года были доступны 94% пользователям платежных карт в Украине). Кроме того, в конце 2020 года в Верховной Раде был зарегистрирован законопроект №4364 о платежных услугах, что позволит адаптировать законодательство Украины к законодательству ЕС и существенно осовременить регулирование деятельности украинского рынка платежей и перевода средств. 10. «Сплит» состоялся: около двух тысяч небанковских финучреждений перешли под надзор Национального банка Национальный банк с 1 июля 2020 года стал регулятором большей части небанковского финансового сектора. Под надзор Национального банка перешли около двух тысяч учреждений — страховщиков, страховых посредников, лизингодателей, финансовых компаний, кредитных союзов, ломбардов, бюро кредитных историй. В 2020 году Национальный банк совместно с представителями рынка и народными депутатами начал работу над фундаментом нового регулирования небанковского сектора. В частности, подготовлены предложения к новым редакции Законов Украины «О страховании», «О кредитных союзах» и «О финансовых услугах и финансовых компаниях». Также Национальным банком разработан и обнародован ряд ключевых нормативно-правовых актов в сфере регулирования небанковских финучреждений. «Заметная тенденция последних двух десятилетий в мире — активное развитие небанковских финуслуг. В развитых странах небанковские учреждения уже заняли значительную долю рынка благодаря своей гибкости, развитию технологий и глобализации финансов. Зато украинский финсектор остается банкоцентричным. Кроме того, устарелость регулирования и надзора привели к накоплению рисков, снижению прозрачности