Сто миллиардов с дороги свалились: за что и как штрафовали водителей в 2019 году - «Финансы»
Сумма штрафов, наложенных ГИБДД на российских водителей в 2019 году, впервые перешагнула рубеж в 100 млрд руб. Число постановлений за превышение скорости, в свою очередь, превысило отметку в 100 млн штук.
Это следует из данных МВД и ГИБДД, с которыми ознакомился “Ъ”. Для автомобилистов есть и хорошие новости: суды стали чаще прекращать дела за нарушения ПДД, заведенные по материалам Госавтоинспекции, сокращается и количество пьяных на дорогах.
В 2019 году органы ГИБДД вынесли 142,1 млн (+11% к 2018 году) штрафных постановлений за нарушения правил дорожного движения. Из них 122,1 млн — с помощью камер. Это следует из данных, представленных “Ъ” в МВД, и сведений, опубликованных на сайте Госавтоинспекции. Сумма наложенных ГИБДД санкций превысила 106,5 млрд руб. (+8,6%). 82,7 млрд руб. составила сумма штрафов, зафиксированных камерами (их получили владельцы транспортных средств), на 20,2 млрд руб. оштрафовали водителей инспекторы. За эти деньги можно возвести, к примеру, дорогу от Краснодара практически до моста в Крым (необходимо 100 млрд руб., по оценке главы Краснодарского края Вениамина Кондратьева), а половины суммы достаточно, чтобы удовлетворить потребности «Автодора» на достройку Центральной кольцевой автодороги (44 млрд руб.).
Топ 10 самых частых нарушений ПДД традиционно и уверенно возглавляет превышение скоростного лимита: вынесено 101,8 млн постановлений (+16% к 2018 году). В 2019 году впервые эта цифра превысила 100 млн. 12 млн постановлений вынесено за несоблюдение требований знаков или разметки, 5,1 млн — за проезд на красный свет, 3,3 млн — за нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, разъезда или обгона. Эти составы фиксируются дорожными камерами, число которых растет ежегодно: сегодня насчитывается 17,3 тыс. автоматических комплексов (13,5 тыс.— стационарные, 3,7 тыс.— передвижные).
Этот факт объясняет прирост числа выявляемых нарушений, говорит координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов. Больше всего комплексов — свыше 2 тыс.— в Москве. Здесь же вынесено почти 25% всех штрафов в России, более 27,7 млн постановлений. Это практически столько же, сколько в 2018 году. А вот общая сумма наложенных ГИБДД штрафов в Москве выросла с 20,9 млрд руб. до 23,5 млрд руб. Многие камеры, по данным “Ъ”, в столице за год были перенастроены и передислоцированы для выявления нарушений, связанных, в частности, с контролем безопасности пешеходов. В Московской области, тем временем, сумма наложенных штрафов и их количество выросли примерно в полтора раза — до 14,4 млрд руб. и 23,3 млн соответственно.
В целом по России значительную долю нарушений по-прежнему фиксируют инспекторы: 2,8 млн — несоблюдение правил применения ремней безопасности или мотошлемов, еще 2,8 млн — управление авто при нарушении требований ОСАГО (на 200 тыс. больше, чем годом ранее). «Небольшой рост нарушений возможен, поскольку штраф за отсутствие полиса обязательной “автогражданки” — 800 руб.— незначителен по сравнению со стоимостью полиса,— объясняют в “Российском союзе автостраховщиков”.— Но заметный рост вызван главным образом ростом эффективности мер ГИБДД по выявлению таких правонарушений».
2,7 млн постановлений вынесено за отказ уступить дорогу маршрутным транспортным средствам или автомобилям с включенными спецсигналами. 2,6 млн штрафов назначено за управление неисправными авто (значительная часть — незаконная тонировка). 1,6 млн постановлений — нарушения ПДД пешеходами или велосипедистами, 1,4 млн — отказы предоставить преимущество пешеходам или иным участникам движения, 1,1 млн — нарушения правил остановки или стоянки. С 690 тыс. до 864 тыс. выросло число нарушений правил перевозки детей.
ГИБДД опубликовала данные о пьянстве за рулем: в 2019 году инспекторы завели 308,1 тыс. дел за нетрезвое вождение, что на 11% меньше, чем годом ранее. В 21,3 тыс. случаев водители употребляли наркотики, в 173 тыс.— отказались от освидетельствования. До судов, однако, дошли только 260 тыс. дел. По их итогам 173 тыс. граждан лишены прав, 45,4 тыс.— арестованы, 18,5 тыс.— оштрафованы. 2,1 тыс. дел о пьяном вождении было прекращено. Судьба остальных дел из документов неясна.
При изучении данных (речь не только о наказании за вождение в нетрезвом состоянии) видна еще одна важная тенденция: в 2019 году ГИБДД прекратила на 8% больше ранее заведенных дел (41,7 тыс.), чем годом ранее. Суровые наказания также стали применяться реже: 354,5 тыс. граждан лишено прав (–15%), 144,7 подвергнуто административному аресту (–6,4%), 840 тыс. оштрафовано (–2%). «Улучшением качества работы судов это объяснить нельзя,— считает юрист, адвокат движения “Свобода выбора” Сергей Радько.— Скорее всего, просто ухудшилось качество материалов, которые готовят инспекторы для судов, что приводит к формальному прекращению дел. Это ожидаемый эффект от сокращения штата ГИБДД в 2018 году — сотрудников стало меньше, но работы не убавилось». Общее же число материалов, которые ГИБДД направила в суды в отношении нарушителей, превысило 1,66 млн — на 2,2% больше, чем годом ранее.
Сумма штрафов, наложенных ГИБДД на российских водителей в 2019 году, впервые перешагнула рубеж в 100 млрд руб. Число постановлений за превышение скорости, в свою очередь, превысило отметку в 100 млн штук. Это следует из данных МВД и ГИБДД, с которыми ознакомился “Ъ”. Для автомобилистов есть и хорошие новости: суды стали чаще прекращать дела за нарушения ПДД, заведенные по материалам Госавтоинспекции, сокращается и количество пьяных на дорогах. В 2019 году органы ГИБДД вынесли 142,1 млн ( 11% к 2018 году) штрафных постановлений за нарушения правил дорожного движения. Из них 122,1 млн — с помощью камер. Это следует из данных, представленных “Ъ” в МВД, и сведений, опубликованных на сайте Госавтоинспекции. Сумма наложенных ГИБДД санкций превысила 106,5 млрд руб. ( 8,6%). 82,7 млрд руб. составила сумма штрафов, зафиксированных камерами (их получили владельцы транспортных средств), на 20,2 млрд руб. оштрафовали водителей инспекторы. За эти деньги можно возвести, к примеру, дорогу от Краснодара практически до моста в Крым (необходимо 100 млрд руб., по оценке главы Краснодарского края Вениамина Кондратьева), а половины суммы достаточно, чтобы удовлетворить потребности «Автодора» на достройку Центральной кольцевой автодороги (44 млрд руб.). Топ 10 самых частых нарушений ПДД традиционно и уверенно возглавляет превышение скоростного лимита: вынесено 101,8 млн постановлений ( 16% к 2018 году). В 2019 году впервые эта цифра превысила 100 млн. 12 млн постановлений вынесено за несоблюдение требований знаков или разметки, 5,1 млн — за проезд на красный свет, 3,3 млн — за нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, разъезда или обгона. Эти составы фиксируются дорожными камерами, число которых растет ежегодно: сегодня насчитывается 17,3 тыс. автоматических комплексов (13,5 тыс.— стационарные, 3,7 тыс.— передвижные). Этот факт объясняет прирост числа выявляемых нарушений, говорит координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов. Больше всего комплексов — свыше 2 тыс.— в Москве. Здесь же вынесено почти 25% всех штрафов в России, более 27,7 млн постановлений. Это практически столько же, сколько в 2018 году. А вот общая сумма наложенных ГИБДД штрафов в Москве выросла с 20,9 млрд руб. до 23,5 млрд руб. Многие камеры, по данным “Ъ”, в столице за год были перенастроены и передислоцированы для выявления нарушений, связанных, в частности, с контролем безопасности пешеходов. В Московской области, тем временем, сумма наложенных штрафов и их количество выросли примерно в полтора раза — до 14,4 млрд руб. и 23,3 млн соответственно. В целом по России значительную долю нарушений по-прежнему фиксируют инспекторы: 2,8 млн — несоблюдение правил применения ремней безопасности или мотошлемов, еще 2,8 млн — управление авто при нарушении требований ОСАГО (на 200 тыс. больше, чем годом ранее). «Небольшой рост нарушений возможен, поскольку штраф за отсутствие полиса обязательной “автогражданки” — 800 руб.— незначителен по сравнению со стоимостью полиса,— объясняют в “Российском союзе автостраховщиков”.— Но заметный рост вызван главным образом ростом эффективности мер ГИБДД по выявлению таких правонарушений». 2,7 млн постановлений вынесено за отказ уступить дорогу маршрутным транспортным средствам или автомобилям с включенными спецсигналами. 2,6 млн штрафов назначено за управление неисправными авто (значительная часть — незаконная тонировка). 1,6 млн постановлений — нарушения ПДД пешеходами или велосипедистами, 1,4 млн — отказы предоставить преимущество пешеходам или иным участникам движения, 1,1 млн — нарушения правил остановки или стоянки. С 690 тыс. до 864 тыс. выросло число нарушений правил перевозки детей. ГИБДД опубликовала данные о пьянстве за рулем: в 2019 году инспекторы завели 308,1 тыс. дел за нетрезвое вождение, что на 11% меньше, чем годом ранее. В 21,3 тыс. случаев водители употребляли наркотики, в 173 тыс.— отказались от освидетельствования. До судов, однако, дошли только 260 тыс. дел. По их итогам 173 тыс. граждан лишены прав, 45,4 тыс.— арестованы, 18,5 тыс.— оштрафованы. 2,1 тыс. дел о пьяном вождении было прекращено. Судьба остальных дел из документов неясна. При изучении данных (речь не только о наказании за вождение в нетрезвом состоянии) видна еще одна важная тенденция: в 2019 году ГИБДД прекратила на 8% больше ранее заведенных дел (41,7 тыс.), чем годом ранее. Суровые наказания также стали применяться реже: 354,5 тыс. граждан лишено прав (–15%), 144,7 подвергнуто административному аресту (–6,4%), 840 тыс. оштрафовано (–2%). «Улучшением качества работы судов это объяснить нельзя,— считает юрист, адвокат движения “Свобода выбора” Сергей Радько.— Скорее всего, просто ухудшилось качество материалов, которые готовят инспекторы для судов, что приводит к формальному прекращению дел. Это ожидаемый эффект от сокращения штата ГИБДД в 2018 году — сотрудников стало меньше, но работы не убавилось». Общее же число материалов, которые ГИБДД направила в суды в отношении нарушителей, превысило 1,66 млн — на 2,2% больше, чем годом ранее. Источник: Коммерсантъ